Гомосексуальность в Российской империи 18 века – заимствованные из Европы гомофобные законы и их применение

18 век от Петра I до Александра I — время становления Российской империи как одной из сильнейших держав Европы. Но именно при Петре I в 1706 году в России впервые появилось заимствованное из Европы наказание за гомосексуальные отношения через сожжение, правда сперва только для солдат.

В этой статье рассмотрим историю первых законов за «мужеложство» и как в Российской империи относились к гомосексуальности в 18 веке на примере нескольких уголовных дел, в которых фигурируют милые письма дворянина к кучеру, насилие над крепостными и скандал в монастыре.

Степень преследования за гомосексуальность была разной и зависела от распространения гомосексуального поведения, от отношения общества и власти к такому поведению, от развития культуры, от социальной политики и ценностных ориентиров. Во многие периоды истории отношение к гомосексуальным контактам в России было намного терпимее, чем в других. Так, в истории России можно наблюдать волнообразные периоды преследования гомосексуальных связей – от принятия и мягкого порицания до смертных приговоров. 18 век можно считать временем перехода от мягкого порицания к приближающемуся уголовному преследованию.

Окно в Европу

В 1697–1698 годах Пётр I совершил «Великое посольство» — путешествие по странам Западной Европы, чтобы наладить дипломатические отношения и перенять европейский опыт государственного устройства. В том числе, он посетил Англию и Нидерланды, где в это время однополые отношения считались преступлением и карались смертной казнью.

Создавая регулярную армию по европейским образцам, Пётр I обратился к изучению западноевропейских военных кодексов. В них «содомский грех» также карался смертной казнью. Это и перенял наш царь.

Карта путешествий Петра I

Первое светское наказание за гомосексуальность в России появилось в 1706 году, когда был издан «Краткий артикул». Этот документ составил немец, состоявший на службе у Петра, Генрих фон Гюйссен, на основе «Саксонского военного устава». Сперва это был военно-уголовный кодекс для суда над иностранцами, служившими в русском войске. Затем его перевели и использовали для русской кавалерии, которой командовал князь Александр Данилович Меншиков.

В новом документе за гомосексуальный контакт предусматривалась смертная казнь через сожжение. Такое наказание уже практиковалось в истории России, но редко и только в отношении еретиков и «колдунов». Это ещё раз показывает европейское происхождение наказания. Но любых документов о применении этого закона на практике нет.

Глава III. О прелюбодеянии или что к кому надлежит
5. Кто ненатуральное прелюбодеяние с скотиною ученит или муж с мужем стыд сочинят, тот казнен и сожжен будет, такое же наказание ожидает тех, которые блуд чинят с ребятами.
– из «Краткого артикула»

В 1716 году вступил в силу новый документ — «Воинский устав» Петра I. Его основой также были иностранные источники: шведский военный устав, саксонские, французские документы и «Краткий артикул».

Воинский устав определял порядок военной службы и предусматривал наказания для служащих в армии за разные преступления: измена, драки, кража и даже покушение на самоубийство. Он отличался жестокостью наказаний сравнительно с допетровскими законами. Среди преступлений, требовавших смертной казни, были и такие, как: чародейство, богохульство, непристойное рассуждение о монархе, брань о генерале, блуд близких родственников, кража более двадцати рублей.

Среди них была и «содомия». Именно из кодекса Меншикова наказание за гомосексуальность перешло в новый закон, регулировавший устройство всей русской армии. Однако степень кары была снижена. За добровольный однополый контакт полагалось только телесное наказание, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры. На шведское происхождение указывает наказание в виде ссылки на галеры, которое, в отличие от приморской Швеции, для России в 1716 году было неактуально.

А в 1720 году был принят «Морской устав», предусматривавший аналогичное преследование во флоте.

Глава XX. О содомском грехе, насилии и блудие
Артикул 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем мужеложствует, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть наказаны (прим. – жестоко на теле наказать). Ежели же насильством то учинено, тогда смертию или вечно на галеру ссылкою наказать.
– из «Воинского устава»
Махеев Михаил Иванович, «Вид на Фонтанку», 1753 год
В архивах действительно есть уголовные дела о том, как «муж с мужем мужеложествует», но судить о масштабе преследования сложно. За весь 18 век наберется не больше 50 уголовных дел, но приговор был скорее исключением, нежели правилом. К тому же в России в 1744 году смертная казнь была ограничена только до наказаний за государственную измену. Это привело к тому, что в 1741–1761 годы в России никто не был казнён.
Тем временем в Европе...
В Нидерландах в 1730–1731 годах прошла массовая «охота на ведьм». Гомосексуалов обвинили в недавних землетрясениях и потопах и около 300 человек казнили.
Показательный пример — любовное письмо 1740-х годов, найденное в Российском государственном архиве древних актов. Петербургский дворянин Андрей Иванович Молчанов, занимающий высокий пост в полицейской канцелярии, пишет любовную записку местному фурманщику (кучеру):
Друг мой Васильюшка, потому что велик ростом, а маленек любовью, знатно я уже тебе ненадобен, я тебя не вижу три дни и уже и скушно стало; жаль, что привык к тебе и забыть не могу, а ты меня бросил... во вторник, ежели жив буду, приеду к тебе паритца в баню...
– из записки Молчанова

Каким-то образом о письме стало известно властям, которые стали выяснять, почему Васильюшка имеет «любовное обхождение» с советником полицмейстерской канцелярии. Думали, что это связано с подкупом или другим коррупционным преступлением. Но ничего такого не было. В итоге, следователи потеряли интерес к их взаимной нежности. Дело закрыли, потому что за однополые отношения наказывались только служившие в армии. Тем не менее нет никаких сомнений, что современники Молчанова отлично понимали, какого рода перед ними было письмо.

Вишняков Иван Яковлевич, «Портрет Матвея Семёновича Бегичева», 1757 год. Типичный мужской портрет середины 18 века

Дивная Семирамида севера

Перенятие европейских морально-нравственных традиций, сформированных под влиянием Католической церкви, продолжалось и после смерти Петра I. Это было видно по проектам обновления уголовного законодательства, которые проводились Уложенными комиссиями.

В состав таких комиссий входили назначаемые сверху чиновники и выбранные голосованием делегаты от сословий. Они разрабатывали новые «более ясные» законы Российской империи. Седьмая по счёту такая Уложенная комиссия появилась в 1754 году. Обновлением законов занимались очень медленно, а разработанные проекты не нравились императрице Елизавете I. В итоге, уже следующая императрица, Екатерина II, отвергла все проекты и распустила комиссию в 1766 году.

В этом «Проекте уголовного уложения 1754–1766 годов» предполагалась статья «О содомском грехе». Наказание за гомосексуальный контакт было бы следующее: тех, кто был моложе 15 лет, наказывали розгами; тех, кому было от 15 до 21 года, помимо наказания розгами, отправляли в монастырь для исправления; взрослые мужчины должны были быть избиты кнутом и сосланы в Сибирь навсегда. Хотя этот проект так и не стал законом, он тем не менее отразил изменение отношения к гомосексуальности: смертная казнь была заменена на другие наказания, чья тяжесть зависела от возраста виновного.

Неизвестный автор, «Портрет Григория Николаевича Теплова»

Из истории 1760-х годов известно разбирательство дела государственного деятеля Григория Николаевича Теплова, на чьи домогательства пожаловались его слуги. Действительно, дворяне могли использовать свою власть для принуждения крепостных к половым отношениям. Исследователи видят в этом стремление могущественных дворян доказать своё господство, а иногда свою «мужественность» с помощью сексуального насилия. Однако российская власть смотрела сквозь пальцы на подобные жалобы и сразу закрывала такие дела, вероятно, чтобы предотвратить недовольство крестьян.

Так и в случае с Тепловым императрице пришлось опровергнуть обвинения. Она не могла придумать ничего лучше, как закрыть дело и выдвинуть Теплова на должность в Сенат. Жалобщики же были сосланы в Сибирь.

То, что Теплов был гомосексуалом, было хорошо известно — об этом писал в своих мемуарах сам Казанова.

Меня представили статс-секретарю Теплову, любителю пригожих мальчиков; он выслужился, удавив Петра III.
Джакомо Казанова

Тем не менее Теплов был дважды женат и имел троих детей. В то время гетеросексуальные отношения вполне могли сосуществовать с однополым желанием, например, через брак. Это было способом сохранить честь и избежать скандалов для гомосексуалов и бисексуалов. Из открытых уголовных дел за «мужеложство» все мужчины были женаты. 

На Урании есть подробная статья о деле Теплова.

Позднее указанная в Воинском уставе степень преследования смягчается дальше: телесные наказания отменяются. Сперва это декларируется в документе под названием «Наказ Екатерины II» 1767 года, в котором она определяет принципы своей политики, полагая, что «стыд и бесславие» являются достаточным наказанием за однополую связь. Значительную часть текста составляют заимствования из Монтескьё, Дидро и Д`Аламбера. 

Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить.
Екатерина II
Тем временем в Европе...
В 1768 году в Австрии выходит уголовный «Кодекс Марии Терезии», который закрепил смертную казнь за гомосексуальные контакты. Кроме того, кодекс содержит приложения с иллюстрациями устройств для пыток, а также детальными описаниями их проведений.

Ещё пример. В 1767 году Синод, высший церковный суд, получил прошение от архимандрита Амвросия из Желтоводского Макариева монастыря (сейчас на территории Нижегородской области). Он жаловался, что один из его монахов по имени Анатолий, сосланный в монастырь за прежние преступления, регулярно вступал в половую связь со своим служилым юношей Василием.

До подачи жалобы архимандрит пытался сам образумить Анатолия. Последний каялся в своих грехах и обещал больше не видеться с Василием. Однако через пару недель Василий был опять замечен с Анатолием. Когда юношу поймали, он признался, что всё ещё вступает в половой контакт с монахом, потому что был расстроен тем, что Анатолий завел роман с новым слугой, другим юношей. Архимандрит приказал выпороть обоих мальчиков и отослать их обратно к своим семьям в соседние деревни.

Но через пару недель Анатолий и Василий снова были замечены вместе. Терпение архимандрита лопнуло, и тот обратился в Синод. Церковная власть провела проверку. Выяснилось, что в монастыре развернулась драма, которая включала взаимные обвинения в предательстве между Анатолием и Амвросием. Дело кончилось тем, что Анатолия перевели в другой монастырь и сделали выговор Амвросию, который написал жалобу прямо в Синод, а не через своего архиепископа.

Этот случай показывает определенную терпимость к однополым отношениям в церковном учреждении. Обвинения архимандрита не соответствовали ни одному из существовавших тогда в России законов. Синод не наказал Анатолия и не передал дело в какую-либо светскую инстанцию. Никто не был казнен. Мальчиков побили, но это было обычным делом — порка розгами была наказанием за многие нарушения дисциплины.

Желтоводский Макариев монастырь, гравюра 1832 года
Тем временем в Европе...
В некоторых державах Европы происходит послабление наказания за гомосексуальные отношения. В 1780–1790-х годах в Австрии и Пруссии смертная казнь заменена на заключение в тюрьму и исправительные дома. В годы Французской революций, в 1791 году, был принят новый уголовный кодекс, который отменил любые наказания за преступления против нравственности, в том числе и за гомосексуальные отношения.

В любой другой европейской стране Анатолия и других участников дела сразу же бы казнили. Можно сделать вывод, что однополые отношения, хоть и карались скопированными из Западной Европы законами, но не рассматривались как большая угроза общественному порядку и морали в России 18 века, поэтому на практике почти не наказывались. Скорее, в них видели отклонение от гетеросексуальности и девиантное сексуальное поведение.

Лишь в 1832 году при Николае I в Российской империи появилось уголовное наказание за «содомский грех» для всего гражданского населения, но об этом – в следующей статье.

  • Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви.
  •  Акишин М. О., Военно-судебная реформа Петра Великого.
  • Дан Хили. Гомосексуальное влечение в революционной России.
  • Люблинский П. И. Преступления в области половых отношений
  • Marianna Muravyeva, Raisa Maria Toivo. Personalizing Homosexuality and Masculinity in Early Modern Russia

📚 Эта статья входит в цикл материалов о гомосексуальности в истории России:

  1. Гомосексуальность в России древней и средневековой
  2. Гомосексуальность в Российской империи 18 века

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.