Гомосексуальность в России древней и средневековой

Пока в Англии, Голландии, Франции и Испании жгли на кострах и пытали гомосексуалов, в Древней и Средневековой России не было ни одного закона против «содомского греха» до 18 века. Многие иностранные путешественники писали, что на Руси к гомосексуальности относились терпимо.

Степень преследования за гомосексуальность была разной и зависела от распространения гомосексуального поведения, от отношения общества и власти к такому поведению, от развития культуры, от социальной политики и ценностных ориентиров. Во многие периоды истории отношение к гомосексуальным контактам в России было намного терпимее, чем в других. Так, в истории России можно наблюдать волнообразные периоды преследования гомосексуальных связей – от принятия и мягкого порицания до смертных приговоров. Древний и средневековые периоды относятся к «мягкому порицанию».

Древняя Русь

 

Половая культура Древней Руси сочетала в себе две почти противоположные стороны: древнюю славянскую, для которой половая свобода была вполне естественным поведением, и христианскую, в которой половые отношения до брака воспринимались как грех. Такая двойственность приводила к тому, что одни и те же действия должны были оценены в противоположных смыслах.

В Русской правде, первом сборнике светских законов Киевской Руси 11 века, гомосексуальность никак не упомянута. Согласно исследованиям М.А. Коневой, распространение гомосексуальности на Руси объясняется ведением множества войн, когда мужчины годами находились без женского общества.

Впервые половые отношения регулируются в Кормчих книгах 12-13 веков. В книгах содержались законы для управления церковью. Наказание за «содомию» разнилось от покаяния до запрета посещать церковь для причастия. Как видно, это не сжигание на костре, как в странах Западной Европы.

Русский философ Василий Розанов в своей книге говорит о первых задокументированных однополых отношениях в Древней Руси — истории первых русских святых из «Сказания о Борисе и Глебе».

В Сказании упоминается «любимый отрок» князя Бориса. Он был родом из Венгрии, и звали его Георгий. Князь подарил ему «золотую гривну», обруч-украшение, носимое на шее.

В 1015 году во время битвы люди Святополка Окаянного добрались до шатра князя Бориса и пронзили мечами его тело. Затем произошло следующее:

Видя это, отрок его прикрыл собою тело блаженного, воскликнув: «Да не оставлю тебя, господин мой любимый, — где увядает красота тела твоего, тут и я сподоблюсь окончить жизнь свою!».
Сказание о Борисе и Глебе

Затем закололи и отрока. Враги долго не могли снять золотую гривну с его шеи: была слишком крепкой. В итоге они отрубили Георгию голову, чтобы заполучить драгоценность.

«Борис и Глеб», картина Николая Рериха

Братом Георгия был Моисей Угрин, чья судьба рассказана в «Житии преподобного Моисея Угрина». Его взяли в плен люди Святополка и продали в рабство одной знатной польке. Она влюбилась в Моисея, который «выделялся сильным сложением и красивым лицом», однако женщины его не интересовали.

В течение года она пыталась совратить его различными способами: «одела его в дорогое платье, кормила изысканными кушаньями, и, похотливо обнимая его, понуждала к соитию». Одежду он срывал, а на все уговоры жениться отказывался, говоря: «Пусть все праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу с женою спастись».

Через год терпение польки иссякло. Она приказала, чтобы Моисею дали сто ударов плетью и ампутировали половые органы, добавив: «Не пощажу его красоты, чтобы не насытились ею другие!»

Моисей Угрин

Во время одного мятежа ему удалось сбежать и вернуться в Киев, где он стал монахом. Православная церковь причислила Моисея к лику святых как образец целомудрия. Однако русский философ Василий Розанов считал, что сквозь шаблонную житийную формулу в рассказе просвечивает повесть о средневековом гомосексуале, который был наказан за отказ вступить в гетеросексуальный брак.

Московский период

Больше всего источников о гомосексуальности осталось от эпохи Московской Руси 15-17 веков. Это известно нам из двух источников: из посланий деятелей православной церкви и из сочинений иностранцев-путешественников.

Церковные послания, кроме «Стоглава», не являлись правовыми документами, а лишь были моральными наставлениями и поучениями, поэтому имели рекомендательный характер. Так, «Домострой» обличает «содомский грех» в одном ряду с другими, такими как обжорство, пьянство, недержание поста, колдовство и песни бесовские. В это же время иерей Сильвестр пишет гневные речи против женоподобных придворных юношей, бреющих бороду и пользующихся косметикой. Он же в «Послании к царю Ивану Васильевичу» обличает «содомский грех» в русском войске во время похода на Казань.

Во второй половине 15 века в Кормчих книгах появилась особая проповедь против «неестественных пороков», где автор призывает казнить за «мужеложство», а также богохульников, убийц, насильников без всякой пощады. Но всё же это была проповедь, а не церковный закон.

Одним из активных борцов с содомским грехом в начале 16 века был митрополит московский Даниил. В одном из своих поучений он обличает тех, кто проводит время с «блудницами», а затем женственных юношей, которые «…женам позавидев, мужское свое лице на женское претворявши. Или весь хощеши жена быти?» Затем он описывает, как они бреют бороды, выщипывают волосы щипчиками, «благоуханием» обмазывают тело и переодеваются несколько раз в день.

Более того, митрополит Даниил даже привел в пример историю одного дворянина, который так глубоко погряз в грехе, что обратился за советом к митрополиту. Он признался митрополиту, что не может отвергнуть своего возлюбленного, потому что его чувства и желания очень сильны, и он не знает, как с ними бороться. По мнению митрополита, это был пример дьявольского зла в действии. Он советовал избегать общества женщин и юношей, которые были источником грязных мыслей. Он пошел еще дальше, предположив, что (само)кастрация может помочь в этой борьбе со злом. Это, конечно, был совет только для монахов.

Впервые на Руси ответственность за однополые связи предусматривалась в «Стоглаве» — сборнике церковных законов 1551 года. Этот документ по сути состоял из списка вопросов и ответов для царя Ивана Грозного.

Так, «Стоглав» называет «содомский грех» оскорблением православной веры, но верит в возможность исправления. Минимальным наказанием за «содомию» было добровольное покаяние в грехах, держание поста и исправление, максимальное — запрет посещать церковь на определённый срок и отлучение от церкви. Но и это наказание могло быть снято, если виновный признал и отмолил свой грех. То есть самое большое наказание в Русском государстве за «мужеложство» — это то, что можно назвать духовной смертью, а не физическая казнь.

«Стоглав» также порицает держание в услужении юношей у монахов. Нельзя «однолично держать робят голоусых», а если старцу необходимо, то пусть это будет «человек мирской в совершеном возрасту, имущий браду». 

Важно пояснить, что под словом «содомия» в Средние века понимались не только однополые мужские отношения, но и любые запрещенные сексуальные практики, которые не вели к рождению ребёнка: скотоложество, мастурбация, любой анальный секс и так далее. Следовательно, гомосексуальность могла быть и не так распространена, если воспринимать текст буквально. Однако она была одним из известных «пороков» русского общества Средних веков в равной степени с другими.

Из русских источников любопытна одна челобитная, найденная в шведском архиве и опубликованная в начале 1990-х годов. Она была написана в 1616 году в Великом Новгороде, который тогда был оккупирован шведскими войсками. Автор текста обвиняет некоего Фёдора в том, что тот 4 года назад склонил челобитчика к гомосексуальным отношениям, пользуясь его малолетством. Теперь же Фёдор шантажирует челобитчика, угрожая сообщить о происшедшем его отцу, и вымогая крупную сумму денег. Понёс ли Фёдор наказание или нет, нам неизвестно. Интересно, что челобитчик жалуется не на сам факт «содомии», а на склонение его к ней обманом и на шантаж.

... Фёдор ко мне изюм и яблока присылал, а сказывал, что тоби то от меня гостинцы, и яз, государь, в ти поре был глуп и мал и нем, у него изюм и яблоки имал, а яз чал, государь, что он и вправду ко мни изюм и яблока в гостинцах присылал, и учал [думал], государь, тот Фёдор ко мни приступати [подружиться], а хотил со мною бездилье сотворити, чтобы я с ним бездилье сотворил, и яз, государь, в ти поре был глуп и мал и нем, и не смил я того отцу сказать, и яз, государь, за неволь с ним блуд сотворил, и как, государь, я стал поболши, а ума, государь, у меня прибыло, и яз, государь, в ти поре ему сказал, что отойди ты от меня, Фёдор, прочь, и он, государь, грубечи, а отцу моему убыток чинитци, приставити, государь ко мни в Великом Новегороде в тритцети в восми рублех напрасно, а мни, государь, стало на чюжем городе, не хотил я с ним тяготца, с ним помирился, а дал, государь, я ему напрасноу три рубли денег, и всего, государь, мни стало се убытка Великом Новгороде в вое недилщиком, и поручиком восмеи рублей...
Челобитная о насильственном склонении к содомии с жалобой на некоего Федора (без начала)
5 января 1616 года

Больше подробностей о гомосексуальности в Московии известно из произведений иностранных авторов. Итальянский историк Йовий Павел в 1551 году издал серию книг «Описаний мужей, прославленных воинской доблестью», где со слов русских послов и купцов описал Московское царство времён царя Василия III. В труде он также упоминает об однополых отношениях:

... по укоренившемуся у москов обычаю дозволено на манер греков любить юношей; ведь знатнейшие из них и все чины рыцарского званию имеют обыкновение принимать к себе в услужение детей почтенных горожан и наставлять их в военном деле.
Йовий Павел
итальянский историк
«Приезд иностранцев. 17 век», картина Сергея Васильевича Иванова, 1901

Английский поэт Джордж Тэрбервилл в 1568 году прибыл в Русское государство в составе дипломатической миссии. Свои разочарования и впечатления о стране он запечатлел в стихах-посланиях своим друзьям. В одном из таких он писал своему другу Эдварду Данси о гомосексуальности русских:

Предпочитая мальчика в постели женщине,
Такие грязные грехи одолевают пьяную голову.
Джордж Тэрбервилл
английский поэт

Дипломат и историк Пётр Петрей де Ерлезунда служил четыре года посланником шведского короля в Русском государстве. Он написал труд, описывающий эпоху Ивана IV Грозного и дальнейшие годы Смутного времени. В ней он также упоминает о гомосексуальности в Русском государстве: «…особливо большие бояре и дворяне делают… содомские грехи, мужчины с мужчинами…». Больше всего его возмущает ненаказуемость этого «греха», а не сами однополые отношения. Он пишет: «…бояре и дворяне … считают для себя честью делать это [мужеложество], не стесняясь и гласно». Этим фактом возмущаются и другие путешественники. Иностранные путешественники также пишут о гомосексуальности самого Ивана IV Грозного.

Нажмите на картинку, чтобы открыть в большом разрешении
... здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично, в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху; недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление.
Юрий Крижанич
хорватский священник, живший в России в 1659–1677 годах

В 1649 году принимается новый свод законов Русского царства – Соборное уложение, которое действовало почти 200 лет до 1835 года. Он не упоминало гомосексуальность. Это продолжало оставаться религиозно-нравственным делом, а не юридическим.

Конечно, и здесь нужно учитывать специфику европейского общества 16-17 веков. Такое внимание на однополых пристрастиях русских и возмущение о ненаказуемости этого «греха» связано с тем, что в странах Западной Европы в это же время гомосексуальность преследовалась уголовно, а наказанием была казнь, чаще всего через сожжение на костре. В то время как в России всё было совсем иначе.

К тому же русские в глазах европейцев стереотипно считались дикарями, схизматиками, язычниками, а Русское царство воспринимается как реальная опасность для Западной Европы. Особенно негативно к Московии относятся протестанты, называя русских «самыми непримиримыми и ужасными врагами христианства».

Итак, русское общество знало гомосексуальность с древнейших веков своей истории. Согласно многим источникам, она была заметным явлением общества, но никак не преследовалось. Но и вывод о полной толерантности к гомосексуальности тоже был бы преувеличением.

Женская гомосексуальность на Руси воспринималась как разновидность мастурбации, потому что женщина не воспринималась как равноправный член общества. Сексуальные контакты между женщинами были совсем не интересны ни обществу, ни государству. Поэтому никаких источников о таком поведении у нас нет.

Первое уголовное наказание за однополые отношения в России ввел Петр I в начале 18 века, следуя примеру западноевропейских государств, о чём будет рассказано в последующих статьях.

  • Жмакин В. Русское общество XVI века.
  • Конева М.А. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемые лицами с гомосексуальной направленностью : автореф. дис. … докт. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 19.
  • Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви.
  • Домострой// Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века.
  • Емченко Е.Б. Стоглав: исследование и текст.
  • Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы.
  • Горсей Дж. Записки о России XVI – начала XVII вв.
  • Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н. К. Гудзий.
  • Памятники древнерусского канонического права, 1881 г.
  • Жмакинъ В. И. Митрополитъ Даніилъ и его сочиненія
  • Материалы из шведского архива: Riksarkivet, SE/RA/754/2/VII, no. 1282, f. 23

📚 Эта статья входит в цикл материалов о гомосексуальности в истории России:

  1. Гомосексуальность в России древней и средневековой
  2. Гомосексуальность в Российской империи 18 века

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.