Художник Константин Сомов, его обнажённые мужчины и радуги

Константин Сомов — русский художник-гомосексуал Серебряного века. В его дневнике много эротики. Среди встреч, походов в театр и рисования он записывал, когда мастурбировал или занимался любовью с кем-либо. Без осознания сексуальности Сомова нельзя понять чувственности его искусства, его изысканность и провокацию.

Отец художника, Андрей Сомов, был обедневшим дворянином. Он был старшим хранителем Эрмитажа с 1886 года и преподавал историю искусства на Высших бестужевских курсах. Мать, Надежда Лобанова, была певицей и музыканткой. 

В семье было трое детей: старший Александр, средний Константин и младшая Анна. Костя родился 18 ноября 1869 года в Петербурге. Его сестра Анна, в замужестве – Михайлова, будет самым близким для него человеком всю жизнь.

Дети получили хорошее образование. В 1879—1888 годах Константин учился в известной частной гимназии Карла Мая, где познакомился с Бенуа, Нувелем и Философовым. С двумя последними у Кости были любовные отношения. С Бенуа дружеские отношения сохранятся на долгие годы.

В гимназии Константин долго не мог выбрать, чему посвятить жизнь: живописи или музыке, пойти по стопам отца или матери. Но отцовское увлечение искусством победило, хотя до конца жизни Константин будет играть на фортепьяно и петь романсы друзьям по вечерам.

Константин Сомов

После гимназии Костя учился в Императорской Академии художеств. В классе Репина он получил полезные навыки в живописи, хотя много внимания ученикам Репин не уделял. Константин считал, что 5 лет обучения в Академии прошли впустую.

Более полезные знания он получал среди друзей-гимназистов и новых товарищей: Бакста и Дягилева. Они собирались по вечерам, рассказывали друг другу об искусстве, истории, музыке и литературе. Этот кружок затем превратился в редакцию журнала «Мир искусства». В это же время он несколько раз путешествовал по Франции, Австрии и Италии вместе с родителями.

Искусство Сомова этих годов мало неизвестно – художник уничтожил почти все свои ранние произведения. Но по сохранившимся картинам можно увидеть его переход от академической сухой графичности к почти французскому импрессионизму.

Нажмите на изображение, чтобы посмотреть поближе в режиме галереи:

Этюд натурщика спиной, 1896. Из собрания Одесского художественного музея

Любимыми художниками Сомова были Веласкес, Рембрандт, Тициан, а писателями – Прево, Гете и Гейне. Многие сюжеты из их произведений отразились на картинах Сомова 1890-х годов.

В 1897 году он участвует в студенческой забастовке и отказывается возвращаться учиться в Академию, несмотря на то, что все требования студентов были удовлетворены. Затем Сомов переехал в Париж, где уже жили его друзья-супруги Бенуа и другие художники. В Париже он лучше знакомится с современным искусством и учится в частной художественной Академии Коларосси. Но позже признавал, что и там обучение прошло бесполезно.

В 1898 году картины Сомова показаны на «Выставке русских и финляндских художников». Первые его работы тогда купил друг Дягилев. А бывший учитель Сомова, Репин, оклеймил картины «детской глупостью» и «идиотизмом». Впрочем, так часто бывает в отношениях между художниками разных поколений.

В 1899 году он вернулся в Петербург уже насовсем. Там он присоединился к деятельности журнала «Мир искусства». Задачами редакции было распространение современного русского искусства в России и мире. Нередко публиковались статьи и о старом искусстве, о красоте русской средневековой архитектуры и иконописи. Сомов, как и другие мирискусники, отказывался от искусства передвижников и обращался к мотивам 18 века.

На первых трёх выставках «Мира искусства» участвовало 46 картин Сомова. Гуашь и акварель сменились маслом. 

Внимания заслуживает картина «Дама в голубом», где изображена его сокурсница по Академии Елизавета Мартынова. Хотя обстановка картины напоминает 18 век, сама героиня выглядит как современница начала 20 века. Эту картину купила Третьяковская галерея за 2250 рублей (~1,7 млн современных). За такие деньги продавались и другие картины.

… женщины на моих картинах выражают томление любви, на их лицах грусть или похотливость – отражение меня самого, моей души, моего влечения к мужчинам.
Константин Сомов
из дневников и писем

В 1901–1903 годы Сомов выставляется за границей на выставках художников-модернистов. Его знает весь художественный мир венского и берлинского сецессиона. Его печатают в ведущих журналах, некоторым из них он рисует обложки. В 1903 году проходит первая персональная выставка картин Сомова в Петербурге. 

Но сам к своему творчеству он относился очень критично. В дневнике он часто писал что-то вроде: «я так скверно рисую», «пошлость невообразимая», «жалкий рисунок».

В это время начинаются его любовные отношения с моделью Мефодием Лукьяновым. С многочисленными ссорами и расставаниями они продлятся больше 20 лет. Константин называл его ласково «Миф».

Сомов и Лукьянов
Когда вернулись, у меня на столе стояла корзиночка с леденцами - подарок Мифа. За обедом я, будто всё равно, был холоден, хотя он все время ко мне приставал. После обеда, на диване, он бросился меня обнимать, целовать, предлагать себя; <...> Сговорились спать сегодня вместе. Я сейчас же растаял, целовал его.
Константин Сомов
из дневников и писем
Портрет Мефодия Лукьянова, нарисованный Константином Сомовым
Миф вернулся рано и жаловался на скуку и неудовлетворенность жизнью. … грустный … все равно, что ему надоела … жизнь. Я сообщил, что больше не буду с ним жить. Не верю, конечно, в свои слова. Ночью замирало сердце.
Константин Сомов
из дневников и писем

В 1904 году закрывается «Мир искусства» из-за разногласий в редакции. Теперь художники участвуют в выставках сторонних объединений. Они также рисуют для благотворительной организации «Община святой Евгении».

Во второй половине 1900-х годов Сомов рисует в основном портреты. Он также частый гость ночей на «Башне» Иванова и Зиновьевой-Аннибал, где собирался весь цвет Серебряного века. Хотя в эти годы сестра Сомова писала, что «он был нелюдим, не любил больших компаний». Как о замкнутом человеке о нём отзывались и другие.

На «Башне» Сомов познакомился с писателем Михаилом Кузминым, который написал и издал первую русскую повесть с гомосексуальным сюжетом. С Кузминым у Сомова завязался недолгий роман.

Вскоре я увидел милую фигуру Сомова, я его очень люблю, не только как мастера, но как человека и даже больше: я люблю его лицо, его глаза, коварные и печальные, звук его голоса, манеры, воротнички — все проникнуто какой-то серьезной и меланхолической жеманностью.
Михаил Кузмин
из дневников и писем
...приехал Сомов, привезший мушки и чертика. Наклеили мне к глазу сердце, на щеку полумесяц и звезду, за ухо небольшой фаллос, но, выйдя на улицу, я снял со щеки, как слишком заметные.
Михаил Кузмин
из дневников и писем

В 1910-е годы Сомов пишет портреты богатых заказчиков. Но он ими не был доволен. Ему больше нравится работать над иллюстрациями для «Книги маркизы», французской эротической книги.

В 1914 году Сомов завёл роман с английским писателем Хью Уолполом, который работал в Петербурге журналистом. Хью также работал санитаром и русским офицером в Красном кресте как наёмник. В годы войны он жил у Сомова на квартире и также работал в англо-русском бюро против немецкой пропаганды. Константин помог ему выучить русский язык. Но в октябре 1917 года Хью покинул Россию, с этим и закончился его роман с Константином.

Сомов и Уолпол
Прощаясь, он мне говорил, что докажет свою верность, что меня не забудет, и просил, если это будет так, и его продолжать любить. Я обещал, но я его не люблю.
Константин Сомов
из дневников и писем

Во время революции 1917 года Сомов погрузился в бытовую жизнь, чтобы отвлечься от ужасов красного террора. Константину не нравилась монархия Николая II, но ещё больше ему не нравился приход большевиков к власти. После революции Сомовы были вынуждены отказаться от права владения своим домом. Многие из родственников Константина бежали заграницу.

Когда вернулся Миф, пили чай, отбирали вещи на платеровский аукцион, потом рассматривали порнографические фотографии.
Константин Сомов
из дневников и писем

В 1923 году Сомов выехал из России в США в качестве уполномоченного «Русской выставки». В СССР он уже не вернулся. В Штатах ему помогали нью-йоркские Сомовы и его бывший любовник Уолпол. Они познакомили его с семьёй Рахманиновых. Сомов нарисовал несколько портретов композитора и его дочери. Но остаться в Америке он не смог из-за дороговизны жизни в Нью-Йорке.

Я не умею приспосабливаться к здешним обычаям – пролезанию к влиятельным знакомствам, ухаживанию за богатыми американками, хвастовству.
Константин Сомов
из дневников и писем

С 1925 года Сомов жил во Франции, где в 1928 году купил квартиру в Париже. Столица Франции в эти годы стала центром русского искусства. Там он писал портреты эмигрантов из СССР, рисовал обложки для французских, немецких и американских изданий, участвовал в многочисленных выставках русского искусства.

Но его искусство оставалось прежним, в духе конца 19 века. Он не понимал современных европейских художников. О картинах Пикассо Сомов говорил, что они «глупые, нелепые».

... советский павильон на парижской выставке 1925 г. (архитектор К. Мельников) – безобразен. Экспрессионисты, кубисты и др. модернисты – отвратительны; "левые" советские художники – мерзкие, наглые и глупые. Дали великолепно рисует, сюжеты его возмутительны.
Константин Сомов
из дневников и писем
Сомов и Лукьянов

В эти годы он жил с Мифом как с супругом на их собственной ферме в глубине Франции. Но в 1931 году Миф серьёзно заболел. Через год его не стало. Сомов изменился: стал бледным и потерянным.

… я так часто был гадким, жестоким… все его (Мифа) вины – маленькие, ничего не значащие… у меня просто придирчивый нрав… меня никто так не любил, как он… теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше.
Константин Сомов
из дневников и писем

Искусство последних лет Сомова связано с его последним любовником, боксёром Борисом Снежковским. Он позировал для многих картин.

Я поклоняюсь вечно прекрасному <...> мира – ф[акингу]; люблю его истинно красивым, люблю им любоваться, людей, которые в этом красивы.
Константин Сомов
из дневников и писем

Сомов любил рисовать радугу. Она встречается в его искусстве во все периоды его жизни. Одна из таких картин является самой дорогой в русском искусстве за всю историю. В 2007 году она была продана за $7,3 млн.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы!