Константин Сомов — русский художник-гомосексуал Серебряного века. В его дневнике много эротики. Среди встреч, походов в театр и рисования он записывал, когда мастурбировал или занимался любовью с кем-либо. Без осознания сексуальности Сомова нельзя понять чувственности его искусства, его изысканность и провокацию.
Отец художника, Андрей Сомов, был обедневшим дворянином. Он был старшим хранителем Эрмитажа с 1886 года и преподавал историю искусства на Высших бестужевских курсах. Мать, Надежда Лобанова, была певицей и музыканткой.
В семье было трое детей: старший Александр, средний Константин и младшая Анна. Костя родился 18 ноября 1869 года в Петербурге. Его сестра Анна, в замужестве – Михайлова, будет самым близким для него человеком всю жизнь.
Дети получили хорошее образование. В 1879—1888 годах Константин учился в известной частной гимназии Карла Мая, где познакомился с Бенуа, Нувелем и Философовым. С двумя последними у Кости были любовные отношения. С Бенуа дружеские отношения сохранятся на долгие годы.
В гимназии Константин долго не мог выбрать, чему посвятить жизнь: живописи или музыке, пойти по стопам отца или матери. Но отцовское увлечение искусством победило, хотя до конца жизни Константин будет играть на фортепьяно и петь романсы друзьям по вечерам.
После гимназии Костя учился в Императорской Академии художеств. В классе Репина он получил полезные навыки в живописи, хотя много внимания ученикам Репин не уделял. Константин считал, что 5 лет обучения в Академии прошли впустую.
Более полезные знания он получал среди друзей-гимназистов и новых товарищей: Бакста и Дягилева. Они собирались по вечерам, рассказывали друг другу об искусстве, истории, музыке и литературе. Этот кружок затем превратился в редакцию журнала «Мир искусства». В это же время он несколько раз путешествовал по Франции, Австрии и Италии вместе с родителями.
Искусство Сомова этих годов мало неизвестно – художник уничтожил почти все свои ранние произведения. Но по сохранившимся картинам можно увидеть его переход от академической сухой графичности к почти французскому импрессионизму.
Нажмите на изображение, чтобы посмотреть поближе в режиме галереи:
Любимыми художниками Сомова были Веласкес, Рембрандт, Тициан, а писателями – Прево, Гете и Гейне. Многие сюжеты из их произведений отразились на картинах Сомова 1890-х годов.
В 1897 году он участвует в студенческой забастовке и отказывается возвращаться учиться в Академию, несмотря на то, что все требования студентов были удовлетворены. Затем Сомов переехал в Париж, где уже жили его друзья-супруги Бенуа и другие художники. В Париже он лучше знакомится с современным искусством и учится в частной художественной Академии Коларосси. Но позже признавал, что и там обучение прошло бесполезно.
В 1898 году картины Сомова показаны на «Выставке русских и финляндских художников». Первые его работы тогда купил друг Дягилев. А бывший учитель Сомова, Репин, оклеймил картины «детской глупостью» и «идиотизмом». Впрочем, так часто бывает в отношениях между художниками разных поколений.
В 1899 году он вернулся в Петербург уже насовсем. Там он присоединился к деятельности журнала «Мир искусства». Задачами редакции было распространение современного русского искусства в России и мире. Нередко публиковались статьи и о старом искусстве, о красоте русской средневековой архитектуры и иконописи. Сомов, как и другие мирискусники, отказывался от искусства передвижников и обращался к мотивам 18 века.
На первых трёх выставках «Мира искусства» участвовало 46 картин Сомова. Гуашь и акварель сменились маслом.
Внимания заслуживает картина «Дама в голубом», где изображена его сокурсница по Академии Елизавета Мартынова. Хотя обстановка картины напоминает 18 век, сама героиня выглядит как современница начала 20 века. Эту картину купила Третьяковская галерея за 2250 рублей (~1,7 млн современных). За такие деньги продавались и другие картины.
В 1901–1903 годы Сомов выставляется за границей на выставках художников-модернистов. Его знает весь художественный мир венского и берлинского сецессиона. Его печатают в ведущих журналах, некоторым из них он рисует обложки. В 1903 году проходит первая персональная выставка картин Сомова в Петербурге.
Но сам к своему творчеству он относился очень критично. В дневнике он часто писал что-то вроде: «я так скверно рисую», «пошлость невообразимая», «жалкий рисунок».
В это время начинаются его любовные отношения с моделью Мефодием Лукьяновым. С многочисленными ссорами и расставаниями они продлятся больше 20 лет. Константин называл его ласково «Миф».
В 1904 году закрывается «Мир искусства» из-за разногласий в редакции. Теперь художники участвуют в выставках сторонних объединений. Они также рисуют для благотворительной организации «Община святой Евгении».
Во второй половине 1900-х годов Сомов рисует в основном портреты. Он также частый гость ночей на «Башне» Иванова и Зиновьевой-Аннибал, где собирался весь цвет Серебряного века. Хотя в эти годы сестра Сомова писала, что «он был нелюдим, не любил больших компаний». Как о замкнутом человеке о нём отзывались и другие.
На «Башне» Сомов познакомился с писателем Михаилом Кузминым, который написал и издал первую русскую повесть с гомосексуальным сюжетом. С Кузминым у Сомова завязался недолгий роман.
В 1910-е годы Сомов пишет портреты богатых заказчиков. Но он ими не был доволен. Ему больше нравится работать над иллюстрациями для «Книги маркизы», французской эротической книги.
В 1914 году Сомов завёл роман с английским писателем Хью Уолполом, который работал в Петербурге журналистом. Хью также работал санитаром и русским офицером в Красном кресте как наёмник. В годы войны он жил у Сомова на квартире и также работал в англо-русском бюро против немецкой пропаганды. Константин помог ему выучить русский язык. Но в октябре 1917 года Хью покинул Россию, с этим и закончился его роман с Константином.
Во время революции 1917 года Сомов погрузился в бытовую жизнь, чтобы отвлечься от ужасов красного террора. Константину не нравилась монархия Николая II, но ещё больше ему не нравился приход большевиков к власти. После революции Сомовы были вынуждены отказаться от права владения своим домом. Многие из родственников Константина бежали заграницу.
В 1923 году Сомов выехал из России в США в качестве уполномоченного «Русской выставки». В СССР он уже не вернулся. В Штатах ему помогали нью-йоркские Сомовы и его бывший любовник Уолпол. Они познакомили его с семьёй Рахманиновых. Сомов нарисовал несколько портретов композитора и его дочери. Но остаться в Америке он не смог из-за дороговизны жизни в Нью-Йорке.
С 1925 года Сомов жил во Франции, где в 1928 году купил квартиру в Париже. Столица Франции в эти годы стала центром русского искусства. Там он писал портреты эмигрантов из СССР, рисовал обложки для французских, немецких и американских изданий, участвовал в многочисленных выставках русского искусства.
Но его искусство оставалось прежним, в духе конца 19 века. Он не понимал современных европейских художников. О картинах Пикассо Сомов говорил, что они «глупые, нелепые».
В эти годы он жил с Мифом как с супругом на их собственной ферме в глубине Франции. Но в 1931 году Миф серьёзно заболел. Через год его не стало. Сомов изменился: стал бледным и потерянным.
Искусство последних лет Сомова связано с его последним любовником, боксёром Борисом Снежковским. Он позировал для многих картин.
Сомов любил рисовать радугу. Она встречается в его искусстве во все периоды его жизни. Одна из таких картин является самой дорогой в русском искусстве за всю историю. В 2007 году она была продана за $7,3 млн.