Что такое история сексуальности

Читая мои статьи, некоторые задают вопрос: «А зачем писать про геев? Ну, был он таким и что с того?». В этой статье отвечаю на этот вопрос и рассказываю, что такое история повседневности и сексуальности.

Зачем изучать историю. Наша природа такова, что человеку всегда будет интересен человек. Поэтому мы, как люди, изучаем историю, а чтобы лучше познать самих себя и понять свою идентичность. Мы стремимся осмыслить собственное настоящее через обращение к прошлому, потому что само настоящее не всегда даёт все ответы на наши современные вопросы. А также чтобы лучше понимать других людей и происхождение изменений в обществе. В общем, мы изучаем прошлое не ради прошлого, а ради настоящего и будущего.

Новая историческая наука. До начала 20-го века исторические труды писали преимущественно о политических событиях: войны, революции, реформы и так далее. Но в 1960-е годы историческая наука переживала тотальную ломку академических традиций. Она расширила взаимодействие с другими гуманитарными науками.Возникли новые объекты и методы исторического познания. История – это больше не рассказ о деяниях королей и президентов, как раньше, а наука о всём социальном прошлом человека.

Появляются различные новые уровни «истории»: история ментальности, гендерная история, история образов, история чувств и другие. Самая популярная из них – история повседневности – изучает частную жизнь людей и отношения между ними. Желания, ценности, поведение, ритуалы, еда, одежда, отношения в семье обычных людей и так далее – всё это необходимо для более глубокого познания истории. Например, самый влиятельный историк повседневности Фернан Бродель считал, что в истории Европы 16-19 веков куда более важными процессами являются изменение цен на пшеницу и уровень потребления мяса, а не  революции, смены правителей и войны, которые на самом деле представляют из себя лишь мимолётные события в долгом историческом ходе времени.

История сексуальности. Наконец, появилось и направление истории, которое изучает всё, что связано с интимной сферой жизни людей, в том числе «сексуальных меньшинств». Будем называть её также «квир-история».

Во-первых, мы изучаем историю сексуальности, потому что безгранично любопытны к своей сексуальности и сексу. Открывая новые эпизоды сексуальной истории наших предков, мы получаем не только удовольствие, но и знание.

Во-вторых, для познания прошлого изучение частной жизни не менее важно, чем рассмотрение проблем экономики или социальной структуры общества. Отношение власти и общества к гомосексуальному поведению, общественный дискурс о сексе, теле и поле могут изменить наш взгляд на структуру и происхождение современного социума. Господствующее в определенную историческую эпоху отношение к «сексуальным меньшинствам» представляет такую же ценную информацию об обществе, как и отношение к религиозным и политическим диссидентам. Оно является частью социальных воззрений общества относительного должного поведения человека в сфере половых отношений.

Сексуальность в истории России. В 1990-е годы история сексуальности в России делала первые робкие шаги. Немногие историки, считанные единицы, занимались изучением истории сексуального поведения русских в разные исторические эпохи. Меньшая часть из этих исследований была посвящена «сексуальным меньшинствам». Тогда как в западноевропейской и американской исторической науке подобные исследования ведутся уже почти 50 лет и достаточно развиты.

Замалчивание проблемы сексуального поведения в истории России долгое время было нормой даже на Западе. Всё это укрепляло миф о естественной и всеобщей гетеросексуальности русского общества. Современные же исследования говорят о том, что все формы сексуальности в истории России отнюдь не сводились к одной лишь формуле «у нас секса нет».

На деле, степень преследования за гомосексуальность была разной и зависела от распространения гомосексуального поведения, от отношения общества и власти к такому поведению, от развития культуры, от социальной политики и ценностных ориентиров. Во многие периоды истории отношение к гомосексуальным контактам в России было намного терпимее, чем в других. Так, в истории России можно наблюдать волнообразные периоды преследования гомосексуальных связей – от принятия и мягкого порицания до смертных приговоров.

Русские в относительном историческом сравнении с другими европейскими народами всегда были более терпимы и гуманны. Исключением можно считать лишь эпоху советского тоталитаризма, когда идеалы свободы и терпимости русского народа были специально деформированы. Результаты этого искажения ценностей русского человека мы, к сожалению, видим до сих пор.

Цель журнала «Урания» – показать русскую сексуальность в разные периоды истории, чтобы лучше познать свою собственную сексуальность и идентичность, и показать, что у неё есть историческое прошлое в России. Несмотря на уголовные статьи за мужеложство, это прошлое очень богато: гомосексуальность в Древней Руси, в царской семье Романовых, дореволюционные романы о гомосексуальности и лесбийстве и многое другое.

я

Редакторская колонка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы!