Первые балы-маскарады, на которых мужчины и женщины примеряли одежду противоположного пола, проводились при императрице Елизавете Петровне. Традицию продолжила и Екатерина II. После неё такие мероприятия стали редкостью, а затем и вовсе прекратились.
В этой статье проследим, как появились и проводились маскарады с переодеваниями в России середины 18 века.
Перед тем, как заняться историей балов и маскарадов в России, давайте разберемся с терминологией:
- Танцевальный вечер — мероприятие с небольшим количеством гостей в менее изысканных нарядах с музыкой под рояль, но не под оркестр.
- Бал — танцевальное собрание с прописанными сценарием и церемониалом под оркестр.
- Маскарад или бал-маскарад — костюмированные балы, на которые обычно надевают маски, чтобы оставаться анонимными. Поэтому программа маскарадов была более раскрепощённой, чем бальная.
Петровские ассамблеи: 1718-1730
Первые прототипы балов в России появились при Петре I в 1718 году в череде перенимаемых европейских практик. Так появились ассамблеи — от французского assemblée, то есть «собрание». Был даже выпущен специальный указ, который регламентировал поведение, беседы и танцы между участниками ассамблей.
Неготовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, стеснялись и молча глазели друг на друга. Бояре протестовали против совместных увеселений с женщинами, которым ещё недавно почти не разрешалось выходить из дома. Молодые люди охотнее принимали незнакомые обычаи, отплясывая до упаду менуэты и запивая 27 вёдрами водки.
Петровские ассамблеи всегда открывались одинаково: танец полонез, за которым следовал менуэт. Партнеры двигались плавно и едва касались пальцев друг друга. Последним в программе был контрданс. Пары выстраивались в две линии и по-разному танцевали друг напротив друга. На Ютьюбе можно найти примеры исполнения этих танцев.
Балы при Анне Иоанновне: 1730-1740
В царствование Анны Иоанновны балы всё меньше напоминали петровские попойки и становились более утончёнными танцевальными собраниями. Среди дворянства распространялись идеалы и взгляды человека эпохи барокко.
Барокко было не только стилем живописи, музыки и архитектуры, но ещё и образом жизни. Люди барокко отвергали естественность почти во всём. Человек — властелин над природой, он рационально создаёт собственный искусственный мир вокруг себя.
Естественная красота отвергается тоже. Больше не нужно быть мужественным: человека может убить простая мушкетная пуля. Волосы и кожа должны быть максимально бледными словно фарфор или мрамор. Для этого мужчины и женщины использовали пудру и муку, пили уксус. Нежные кружева и пастельные тона в одежде подчёркивали белизну рук кавалеров и дам.
Никогда мужская и женская моды не были так близки друг к другу, как в середине 18 века. Кавалеры и дамы пользовались косметикой, париками, веерами, мушками и муфтами. Мужские военные мундиры украшались бриллиантами и драгоценными камнями, как и женские платья.
Императрицы носили военные мундиры Преображенского полка, чтобы показать преемственность власти от Петра I. Или, например, некоторые актрисы могли одеваться в мужское в театрах, где все роли играли только женщины.
Маскарадная эпоха Елизаветы Петровны: 1741-1761
Настало время, когда русское дворянство вышло на мировую арену в роскошном маскарадном костюме на равных с французами, итальянцами и немцами. Причём добровольно, а не из-под палки, как при Петре I.
Балы и маскарады достигли огромных размахов и роскоши. Это были не просто танцевальные вечера, но ещё и своего рода политический акт, чтобы возвестить всему миру о блеске и славе новой России.
Елизавета Петровна вошла в историю как весёлая императрица и жесточайший тиран моды. Она внимательно следила за европейскими новшествами, а затем диктовала двору и всем подданным, во что одеваться и как причёсываться вплоть до фасона и цвета.
Как проходил маскарадный день императрицы:
- Праздник (или другое мероприятие) начинался с литургии в придворной церкви.
- Императрица, одетая в платье, шитое как мундир полковника Преображенского полка, принимала парад.
- Обед во дворце продолжительностью от 4 до 7 часов, плавно переходящий в бал или маскарад.
- Бал (или маскарад) до поздней ночи или до утра.
- Приготовления ко сну в 5-6 часов утра.
Обыкновенные балы с одним и тем же набором условностей и церемоний быстро наскучили императрице, поэтому иногда они заменялись на маскарады раз-два в неделю. На них гости съезжались в специальных костюмах и масках.
На некоторые маскарады императрица велела приезжать в одежде противоположного пола. Так, в 1744 году императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок в огромных юбках на фижмах и причёсанными по последней дамской моде. Дамы, соответственно, облачались в мужские костюмы.
В танцах принимали участие не все приглашенные. Большинство гостей присутствовало в роли зрителей, которые стояли вдоль стен зала в платьях.
Но какова природа таких маскарадов? Может, это было всего лишь проявление чудачества императрицы Елизаветы, которая только так могла продемонстрировать свои красивые ступни и отменное владение танцами в мундире. Противиться прихотям императрицы было нельзя, поэтому все дворяне покорно надевали одежду противоположного пола. Такой версии придерживается большинство отечественных историков.
К слову, Елизавета действительно ослепительно выглядела в военной форме:
Придворный художник Луи Каравак действительно написал такой портрет:
Можно попробовать объяснить эти «гендерные вакханалии» стилем жизни эпохи барокко. Отвергая естественность, заполняя мир искусством и обманом, императрица представляла маскарады одним из проявлений «игры», в том числе гендерной.
Можно ли таким образом считать Елизавету Петровну первой травести в истории России? Можно ли считать, что дрэг был узаконен на государственном уровне в России 18 века? Думаю, что ещё придётся покопаться в архивах и воспоминаниях современников, чтобы полностью понять природу таких маскарадов.
Екатерина II: 1762-1796
Ещё до воцарения, на одном из маскарадов Елизаветы Петровны, у Екатерины II произошёл курьёз, о котором она вспоминала со смехом. Во время танцев её партнёр в женском платье, камер-юнкер Сиверс, подавая ей на повороте руку, опрокинул своими фижмами находившуюся сзади графиню Гендрикову, а та, падая, толкнула Екатерину. Все трое оказались на полу под фижмами Сиверса, не имея возможности подняться без посторонней помощи.
В первые десятилетия своего правления Екатерина II также устраивала маскарады с переодеванием в Эрмитаже и Царском Селе, возвращаясь к затеям Елизаветы Петровны.
Через три года после начала правления, в 1765 году, императрица после ужина в Картинной зале Екатерининского дворца забавлялась в карты. А придворные дамы и кавалеры в женских платьях танцевали под музыку рядом:
В декабре 1765 года проводилось множество маскарадов с переодеваниями, причём на некоторых из них переодетыми были только мужчины. Так было, например, в канун Рождества:
После Рождества и до Крещения наступали дни Святок. И здесь Екатерина нашла повод устроить травести-забаву. По старинным русским обычаям, на Святки наряжались в чучела зверей, горбунов и бесов. Все плясали и пугали прохожих.
Такие игрища устроила Екатерина. Так, на очередном балу во время танцев из покоев императрицы вышло семеро «дам». Это были переодетые в женское графы Г. Г. Орлов, А. С. Строганов, Н. А. Головин, П. А. Пассек, шталмейстер Л. А. Нарышкин, камер-юнкер М. Е. Баскаков и князь А. М. Белосельский. На всех были кофты, юбки и чепчики. Князь Белосельский оделся проще всех и представлял гувернантку или маму, которая приглядывала за прочими дамами. Всех семерых посадили за круглый стол, где они съели закуски, запивая пуншем, а затем отправились шалить и плясать.
Однажды граф Строганов по просьбе Екатерины переоделся в женское платье на обычном маскараде без переодеваний. Всё из-за того, что императрица, получив некое «неприятное известие», должна была отлучиться, но не хотела «прерывать забавы» и попросила графа представлять её на вечере. Граф повиновался, переоделся и представлялся императрицей, «расхаживая величавою дамою, и все приняли его за царицу».
При следующих царях, Павле I и Александре I, императорский двор больше не устраивал таких балов-маскарадов. Менялась мода и эпоха. Эстетика классицизма и Просвещения начали возвращать культ природы и естественности. От дам требовали быть лёгкими, как древнегреческие нимфы, и женственными. Мужчины же последовательно отказывались от косметики и подобных форм в костюме. Парики вообще ушли из моды. Начинался 19 век.
- Манкевич И. А. Праздники в стиле барокко: «Веселящийся» Петербург эпоху императрицы Елизаветы Петровны // Вестник СПбГИК. 2004. №1.
- Екатерина II. Сочинения. М., 1990
- Чежина Ю. И. К истории русского маскарада середины — второй половины XVIII столетия: традиции и новации // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. №3.
- Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII-начала ХХ в. – Центрполиграф, 2003.
- Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. М., 1897.
- Валишевский К. Елизавета I. Дочь Петра Великого. – СПб., 1911.
- Камер-фурьерский журнал. – СПб., 1765.
- Санкт-Петербург в 1782 году. Письма Пикара к князю А. Б. Куракину //Русская старина, 1878, № 5.
- Скульская М. Г. Свобода моды в России второй половины XVIII века: мужской костюм в женском гардеробе, женский в мужском // ТРУДЫ СПБГИК. 2010.
- Короткова М. В. Бальная культура московского дворянства в XVIII — первой половине ХIХ в.: официальная церемония, развлечение или любовная игра? // Вестник РУДН. История России. 2008. №2 (12)
- Хорошилова О. А. Война и мода. От Петра I до Путина, 2018.
Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы!