Для обложки статьи использована картина Аргунова Н.И. «Портрет неизвестного купца».
Сведения об интимной жизни в Российской империи в виде дневников и писем оставили нам почти сплошь дворяне. Тем ценнее дневник мужчины из средних слоёв русского общества – московского купца-бисексуала Пётра Васильевича Медведева.
В 1854–1863 годах он вёл дневник, где описывал собственный эмоциональный, религиозный и половой опыт с мужчинами и женщинами. Медведев рассуждал о роли интимных отношений в жизни супругов, об отношении к телу как к источнику наслаждений, о проституции, об изменах, о мастурбации, об эротике и любви вообще. Но сперва узнаем, каким человеком был купец Пётр Медведев.
Он родился в крестьянской семье и не получил никакого специального образования, однако «учился грамоте, читать-писать, настолько, как бы можно было жить для насущного куска». Занимаясь торговлей, он стал купцом 3-й гильдии (малый бизнес, если перевести на наши реалии).
В свободное время он любил гулять по окрестностям Москвы и читать книги. Он был человеком глубоко религиозным и впечатлительным, с тонкой чувствующей душой. Иногда раздражался, но в целом был отзывчивым и добрым.
По своим политическим настроениям он был убеждённым православным монархистом, славянофилом и русским патриотом. При этом он приветствовал городские реформы и отмену крепостного права, критически относился к Петру I, негодовал на произвол полиции и требовал бóльшей свободы слова. Он также считал, что в частную жизнь человека никто не имеет права вмешиваться, особенно государство и общество.
Медведев женился в зрелом 30-ти летнем возрасте на дочери богатого московского купца П. И. Ланина. Это был, конечно, сословный брак, чтобы получить богатое приданое и обзавестись связями в московском купечестве. Но семейная жизнь не задалась: не было ни любви, ни согласия. К тому же Серафима оказалась бесплодной, а Пётр очень хотел детей.
Разочаровавшись в браке, Медведев «прошёлся» по жене по-полной в дневнике. По его словам, она была необразованной, не обладала ни хорошим вкусом, ни умом, ни добрым сердцем, была капризной, постоянно ругалась с родителями мужа и с прислугой. Он – мечтательный романтик, а она – недалёкая купчиха, которую интересуют только деньги. Иногда супруги даже дрались.
В таких «поучениях» он сразу же раскаивался, а потом впадал в депрессию – мог несколько дней просто лежать в постели.
Из-за напряжённых отношений с мужем Серафима стала изменять. Хотя, судя по дневнику, на супружеский регулярный секс она не жаловалась. Но в очередном скандале Серафимы с родственниками Петра открылись подробности особенно шокирующей измены. Серафима переспала с племянником своего мужа. Тот расспросил племянника, который во всём сознался:
Но наказание всё же было: через два года дядя в присутствии своих рабочих избил племянника палкой, припоминая все грехи, в том числе и инцест (в христианском понимании, не современном).
Но расторгнуть брак купец не решался, возможно, из-за высокого статуса семьи жены и сложностей тех времён с оформлением развода. К тому же глубоко верующий Пётр считал, что судьбы людей определяются божественным промыслом. Вообще, он писал, что идеальный брак – это не патриархальный деспотизм, а взаимная романтическая любовь двух супругов, чей возраст не должен быть сильно различным.
Важным элементом совместной жизни для него была физическая любовь. Добрачные половые связи не казались ему чем-то неправильным. Наоборот, в этом он видел средство приобретения сексуального опыта. Но ожидания от его собственного брака не оправдались. Несчастный, он искал утешение то в церкви, то в трактире.
Через три года ужасной семейной жизни Пётр решил дать «волю своим страстям». Напившись в каком-нибудь трактире, он предавался «сладострастию» и с мужчинами, и с женщинами. Такие похождения он потом описывал в дневнике.
Когда семейная жизнь не задалась, мужчина обычно обращался к услугам проституток. Напомним, что указом императора проституция в России была легализована в 1843 году. В дневнике Петр не пишет о проституции как о плохом явлении, но и не пользовался часто услугами платной любви. Он считал, что для него это было «не в характере и не в привычке».
Пётр мог просто найти любовницу, но не хотел делать этого по религиозным воззрениям. Связь с женщиной-любовницей означала высшую степень греха прелюбодеяния в православном понимании. После прелюбодеяния шли грехи помельче: секс с женой во время поста, мастурбация, связь с проституткой и гомосексуальные связи.
Сперва гомосексуальная сторона Петра почти не проявлялась. В первые годы ведения дневника он пишет об удовольствиях от совместного купания с молодыми хорошо сложенными мужчинами и о наслаждении от обмена пасхальными поцелуями с красивыми юношами. Его гомосексуальная сторона сексуальности полностью раскрылась после неудач в браке.
Отношения с мужчинами становятся особенно частыми в 1861 году. За 5 месяцев лета-осени в дневнике упомянуты 15 таких контактов. Три из них – это взаимная мастурбация с друзьями. В других случаях Медведеву и его друзьям помогал алкоголь, чтобы склонить мужчин к совокуплению. Например, как-то в праздник Вознесения после ссоры с женой он отправился с товарищем в Останкино:
Как-то по пути домой он предложил своему спутнику вступить в интимные отношения, но тот отказался и предложил найти «камелий». Но не найдя проституток, пьяный согласился на предложение «взаимного онанизма».
Своим поведением купец, по-видимому, «развратил» своих друзей настолько, что те, кто не имел ранее опыта совместной мастурбации, спустя время сами стали её инициаторами. В этом раскаивается религиозный Медведев:
Остальные гомосексуальные связи Медведева были разовыми. Чаще всего с молодыми извозчиками, которые за 30–50 копеек соглашались на взаимную мастурбацию. Но «были и такие, что за удовольствие так соглашались» и не просили платы.
Кроме извозчиков, были банщики. Медведев пишет в дневнике, что как-то с приятелем посетил московскую баню. Там их поджидали «онанизм и кулизм».
Иногда он приходил к выводу, что для здоровья необходимо завести любовницу. В картине мира у Медведева гомосексуальность всё равно считается грехом.
Но борьба с собственной сексуальностью и природой оказывается очень трудна. Он каялся во грехе, но опять прибегал к «аморальным» сексуальным практикам.
Дневник Петра Медведева показывает, как Российская империя второй половины 19-го века переходила от николаевского консерватизма к более свободному и модерновому обществу Александра II.