Лидия Зиновьева-Аннибал — и её первая лесбийская повесть в России

Её повесть «Тридцать три урода» 1906 года была первым лесбийским произведением в русской литературе. Она была свободной, умной и дерзкой.

Лидия родилась в дворянской семье. Её близкие родственники были влиятельными и известными людьми в Российской империи: дед — сенатор, дядя — генерал, брат — губернатор Петербурга, а мать — баронесса.

Однако Лидия не росла воспитанной и светской барышней, как хотели родители. Она была дерзкая, непослушная и свободолюбивая. После очередной выходки её выгнали из петербургской женской гимназии за «скверное поведение». Тогда родители отправили Лидию в Германию в школу диаконис, своего рода церковный интернат.

Но и там Лидия оставалась Лидией. Она изводила учителей, пасторов и немок-одноклассниц. Её выгоняли из класса, не брали на прогулки, называли «русским чёртом». Но больше всего немецких учителей бесило то, что она от скуки «соблазняла» других учениц и даже не скрывала этого. Это было последней каплей — её отправили обратно в Россию.

Время, проведённое в школе диаконис, она опишет позже в рассказе «Чёрт», где главная героиня по имени Вера олицетворяет Лидию:

— Вера, какой злой дух вселился в тебя?
И, как не своя, в одном неправедном ударе гнева, я крикнула, я, далёкая изгнанница, одинокая и дурная:
— Русский.
из рассказа «Чёрт»
Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал

Ей исполнилось 17 лет. Она продолжала получать образование дома, уже в России. Одним из учителей был молодой историк и в тайне социалист Константин Шварсалон. Под его влиянием Лидия стала интересоваться революционными идеями, но пошла дальше своего мужа. Она хранила дома запрещённую литературу, устраивала собрания социалистов-революционеров и чуть ли не рвалась сама взорвать какого-нибудь чиновника. Муж пытался убедить её, что можно изменить мир по-другому, мирным путём, но она не слушала. В конце концов, она бросила всё и уехала заграницу с детьми.

В Риме она познакомилась с поэтом Вячеславом Ивановым. Это была любовь двух родственных душ с первой встречи. Вскоре они вернулись в Петербург.

В 1900 году у себя дома в столице они организовали литературный салон «На Башне», который ещё называли «Ивановские среды». Собрания начинались в 11 вечера и продолжались до восхода солнца. Под вино и пряники читали стихи, много спорили о философии, социализме, искусстве и будущем.  На «среды» приходил почти весь Серебряный век: Блок, Бердяев, Бальмонт, Мандельштам, Ахматова и многие другие.

Споры утихали, когда в огненно-красной тунике появлялась она. Лидия вдохновляла и очаровывала всех, кто собирался на башне. Он была вызывающе умна, самолюбива и необычно красива.

В 1906 году «На башню» стало приходить слишком много людей. Тогда Лидия и Вячеслав создали общество «Друзья Гафиза», куда приглашались самые близкие, не больше 10 человек, среди которых было несколько гомосексуалов и бисексуалов. На собраниях «Друзей» царили смешанный с христианством диониссийский культ, мистерии, эротические вольности и обнажённые тела. Обсуждали теперь более интимные темы. Например, что такое поцелуй – «диспут шел на полу, по латыни…»

Летом 1906 года Зиновьева-Аннибал пыталась организовать женские вечера Гафиза. Несколько раз она проводила встречи кружка «Фиас», в котором принимали участие Маргарита Сабашникова и актриса Любовь Менделеева. Идея не была воплощена — через год Лидия умрёт.

Та самая башня на Таврической, 25

Тема пола была одной из волнующих среди русских умов Серебряного века. О нём с философской точки зрения писали Розанов и Гиппиус. Лидия и Вячеслав также размышляли о любви, об отношениях и роли пола. Их идеей было пригласить в свою семью третьего участника. Они активно это обсуждали. «Добиваться от судьбы счастия втроем…», — писал Вячеслав.

Третьим пытались быть несколько человек. Сначала была приглашена писательница Маргарита Сабашникова. «С Маргаритой Сабашниковой у нас обеих особенно близкие, любовно-влюбленные отношения», — писала Лидия в одном из писем.

…Если два человека совершенно слились воедино, то они могут любить третьего… – это будет началом новой человеческой общины… в которой Эрос воплощается в плоть и кровь.
Маргарита Сабашникова
третья

Но отношения складывались негладко. Скадалы, споры, приступы гнева Лидии, ревность, нервозность Вячеслава. Лидия ревновала Вячеслава к Маргарите, а сам Вячеслав стал приглашать другого «третьего» — восемнадцатилетнего поэта Сергея Городецкого. В итоге идея разбилась о реальность и пылкость характеров. Маргарита вернулась к своему мужу, Сергей отказался от затеи. Лидия и Вячеслав вернулись к жизни вдвоём.

Вячеслав, Лидия и дочь от первого брака Вера

По революционной юности Лидия писала рассказы под псевдонимом, когда её мужем был ещё Константин. Серьезно заниматься литературой она стала под влиянием уже Вячеслава. Её дебют был в 1904 году, когда она опубликовала драму «Кольцо».

Но открытием для русской литературы стала её повесть «Тридцать три урода», опубликованная в 1907 году. Это первое лесбийское произведение, написанное в Российской империи. В это же время писатель Михаил Кузмин написал первое русское гомосексуальное произведение — повесть «Крылья». Лидия об этом как-то сказала: «…гомосексуализм витал в воздухе».

«Уроды» вызвали такой скандал, что весь тираж был арестован. Однако через год арест сняли, и повесть стала продаваться по 40 копеек (примерно 300 современных рублей).

Главная героиня повести — лесбиянка, которая ведёт дневник. Общество упрекало Лидию в проповеди «утонченного разврата» и называло повесть порнографией. Лишь немногие видели то, о чём действительно писала Лидия. Она размышляет, что такое любовь, могут ли существовать отношения трех человек, может ли один властвовать над другим.

Она целовала мне глаза, и губы, и грудь и гладила мое тело. Да, у меня прекрасное тело! Значит, в этом мое счастье. Потому что я — красота.
из повести «Тридцать три урода»
Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал

Затем она написала «Трагический зверинец» — сборник рассказов о детстве и отрочестве. В главной героине Вере угадывается сама Лидия. Вера встречается со «зверинцем», жестоким мире лжи. Современники оценили сборник также противоречиво. Кто-то ругал, а для кого-то он стал любимым произведением, как для Марины Цветаевой.

Сборник «Трагический зверинец» Лидия посвятила Константину Сомову, известному художнику и гомосексуалу

Вячеслав и Лидия решили отдохнуть от литературных и философских споров, побыть наедине в глухой деревне в Могилёвской губернии. Но осенью 1907 года, ухаживая за больными крестьянскими детьми, она заразилась скарлатиной. Доехать до врача не успели. Лидия умерла через несколько дней в возрасте 41 года. Её последние слова были: «Возвещаю вам великую радость: Христос родился». 

Произведения Лидии Зиновьевой-Аннибал в Советском Союзе были запрещены. Россия вновь прочитала «Тридцать три урода» лишь в 1999 году. Её наследие является частью той настоящей, но потерянной русской литературы и России, которую нам так необходимо вернуть.

  • Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы!