Кавалеры в женском, дамы — в мужском: балы-маскарады в России середины 18 века

Первые балы-маскарады, на которых мужчины и женщины примеряли одежду противоположного пола, проводились при императрице Елизавете Петровне. Традицию продолжила и Екатерина II. После неё такие мероприятия стали редкостью, а затем и вовсе прекратились.

В этой статье проследим, как появились и проводились маскарады с переодеваниями в России середины 18 века.

Перед тем, как заняться историей балов и маскарадов в России, давайте разберемся с терминологией:

  • Танцевальный вечер — мероприятие с небольшим количеством гостей в менее изысканных нарядах с музыкой под рояль, но не под оркестр.
  • Бал — танцевальное собрание с прописанными сценарием и церемониалом под оркестр.
  • Маскарад или бал-маскарад — костюмированные балы, на которые обычно надевают маски, чтобы оставаться анонимными. Поэтому программа маскарадов была более раскрепощённой, чем бальная.

Петровские ассамблеи: 1718-1730

Первые прототипы балов в России появились при Петре I в 1718 году в череде перенимаемых европейских практик. Так появились ассамблеи — от французского assemblée, то есть «собрание». Был даже выпущен специальный указ, который регламентировал поведение, беседы и танцы между участниками ассамблей.

Неготовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, стеснялись и молча глазели друг на друга. Бояре протестовали против совместных увеселений с женщинами, которым ещё  недавно почти не разрешалось выходить из дома. Молодые люди охотнее принимали незнакомые обычаи, отплясывая до упаду менуэты и запивая 27 вёдрами водки.

Петровская ассамблея

Петровские ассамблеи всегда открывались одинаково: танец полонез, за которым следовал менуэт. Партнеры двигались плавно и едва касались пальцев друг друга. Последним в программе был контрданс. Пары выстраивались в две линии и по-разному танцевали друг напротив друга. На Ютьюбе можно найти примеры исполнения этих танцев.

Балы при Анне Иоанновне: 1730-1740

В царствование Анны Иоанновны балы всё меньше напоминали петровские попойки и становились более утончёнными танцевальными собраниями. Среди дворянства распространялись идеалы и взгляды человека эпохи барокко.  

Барокко было не только стилем живописи, музыки и архитектуры, но ещё и образом жизни. Люди барокко отвергали естественность почти во всём. Человек — властелин над природой, он рационально создаёт собственный искусственный мир вокруг себя. 

Естественная красота отвергается тоже. Больше не нужно быть мужественным: человека может убить простая мушкетная пуля. Волосы и кожа должны быть максимально бледными словно фарфор или мрамор. Для этого мужчины и женщины использовали пудру и муку, пили уксус. Нежные кружева и пастельные тона в одежде подчёркивали белизну рук кавалеров и дам.

Никогда мужская и женская моды не были так близки друг к другу, как в середине 18 века. Кавалеры и дамы пользовались косметикой, париками, веерами, мушками и муфтами. Мужские военные мундиры украшались бриллиантами и драгоценными камнями, как и женские платья.

Императрицы носили военные мундиры Преображенского полка, чтобы показать преемственность власти от Петра I. Или, например, некоторые актрисы могли одеваться в мужское в театрах, где все роли играли только женщины.

Много драгоценных камней в то время в Европе можно было встретить только на женщинах. У нас же и мужчины в этом отношении соперничали с женщинами. Почти все вельможи были усыпаны бриллиантами: пуговицы, пряжки, рукояти саблей, эполеты и нередко шляпы были унизаны бриллиантами в несколько рядов.
Михаил Иванович Пыляев
русский писатель и журналист конца 19 века

Маскарадная эпоха Елизаветы Петровны: 1741-1761

Настало время, когда русское дворянство вышло на мировую арену в роскошном маскарадном костюме на равных с французами, итальянцами и немцами. Причём добровольно, а не из-под палки, как при Петре I.

Балы и маскарады достигли огромных размахов и роскоши. Это были не просто танцевальные вечера, но ещё и своего рода политический акт, чтобы возвестить всему миру о блеске и славе новой России. 

Елизавета Петровна вошла в историю как весёлая императрица и жесточайший тиран моды. Она внимательно следила за европейскими новшествами, а затем диктовала двору и всем подданным, во что одеваться и как причёсываться вплоть до фасона и цвета.

Как проходил маскарадный день императрицы:

  1. Праздник (или другое мероприятие) начинался с литургии в придворной церкви.
  2. Императрица, одетая в платье, шитое как мундир полковника Преображенского полка, принимала парад.
  3. Обед во дворце продолжительностью от 4 до 7 часов, плавно переходящий в бал или маскарад.
  4. Бал (или маскарад) до поздней ночи или до утра.
  5. Приготовления ко сну в 5-6 часов утра.

Обыкновенные балы с одним и тем же набором условностей и церемоний быстро наскучили императрице, поэтому иногда они заменялись на маскарады раз-два в неделю. На них гости съезжались в специальных костюмах и масках.

На некоторые маскарады императрица велела приезжать в одежде противоположного пола. Так, в 1744 году императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок в огромных юбках на фижмах и причёсанными по последней дамской моде. Дамы, соответственно, облачались в мужские костюмы.

Елизавета появлялась [в маскарадах] переодетой в мужские костюмы – то французским мушкетёром, то казацким гетманом, то голландским матросом.
Казимир Феликсович Валишевский
польский историк
«Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», копия с оригинала Георга Христофа Гроота

В танцах принимали участие не все приглашенные. Большинство гостей присутствовало в роли зрителей, которые стояли вдоль стен зала в платьях. 

Мужчины были в больших юбках на китовом усе, в женских платьях и с такими причёсками, какие дамы носили на куртагах, а дамы в таких платьях, в каких мужчины появлялись в этих случаях. Мужчины не очень любили эти дни превращений; большинство были в самом дурном расположении духа, потому что они чувствовали, что они были безобразны в своих нарядах; женщины большею частью казались маленькими, невзрачными мальчишками, а у самых старых были толстея и короткея ноги, что не очень-то их красило.
Екатерина Алексеевна
из воспоминаний будущей Екатерины II

Но какова природа таких маскарадов? Может, это было всего лишь проявление чудачества императрицы Елизаветы, которая только так могла продемонстрировать свои красивые ступни и отменное владение танцами в мундире. Противиться прихотям императрицы было нельзя, поэтому все дворяне покорно надевали одежду противоположного пола. Такой версии придерживается большинство отечественных историков. 

К слову, Елизавета действительно ослепительно выглядела в военной форме:

Безусловно хороша в мужском наряде была только императрица, так как она была очень высока и немного полна, мужской костюм ей чудесно шёл; вся нога у нее была такая красивая, какой никогда я не видела ни у одного мужчины, и удивительно изящная ступа. Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всём, что делала одинаково в мужском и женском наряде… Как-то на одном из таких балов я смотрела, как она танцует менуэт; когда она кончила, она подошла ко мне. Я позволила себе сказать ей, что счастье женщин, что она не мужчина, и что один её портрет, написанный в таком виде, мог бы вскружить голову многим женщинам…
Екатерина Алексеевна
из воспоминаний будущей Екатерины II

 Придворный художник Луи Каравак действительно написал такой портрет:

«Елизавета Петровна в мужском костюме», Луи Каравак

Можно попробовать объяснить эти «гендерные вакханалии» стилем жизни эпохи барокко. Отвергая естественность, заполняя мир искусством и обманом, императрица представляла маскарады одним из проявлений «игры», в том числе гендерной. 

Можно ли таким образом считать Елизавету Петровну первой травести в истории России? Можно ли считать, что дрэг был узаконен на государственном уровне в России 18 века? Думаю, что ещё придётся покопаться в архивах и воспоминаниях современников, чтобы полностью понять природу таких маскарадов. 

Екатерина II: 1762-1796

Ещё до воцарения, на одном из маскарадов Елизаветы Петровны, у Екатерины II произошёл курьёз, о котором она вспоминала со смехом. Во время танцев её партнёр в женском платье, камер-юнкер Сиверс, подавая ей на повороте руку, опрокинул своими фижмами находившуюся сзади графиню Гендрикову, а та, падая, толкнула Екатерину. Все трое оказались на полу под фижмами Сиверса, не имея возможности подняться без посторонней помощи.

... женщины постоянно рисковали тем, что их опрокинут эти чудовищные колоссы, которые очень неловко справлялись со своими громадными фижмами и непрестанно вас задевали...
Екатерина Алексеевна
из воспоминаний будущей Екатерины II

В первые десятилетия своего правления Екатерина II также устраивала маскарады с переодеванием в Эрмитаже и Царском Селе, возвращаясь к затеям Елизаветы Петровны. 

Через три года после начала правления, в 1765 году, императрица после ужина в Картинной зале Екатерининского дворца забавлялась в карты. А придворные дамы и кавалеры в женских платьях танцевали под музыку рядом:

... при чём придворными музыкантами играно на скрипицах, а дамы и кавалеры танцовали контротанец и некоторые придворные кавалеры для увеселения одеты были в дамское платье.
Камер-фурьерский журнал: 10 декабря 1765 года
сборник официальных записей о событиях при Российском Императорском Дворе

В декабре 1765 года проводилось множество маскарадов с переодеваниями, причём на некоторых из них переодетыми были только мужчины. Так было, например, в канун Рождества:

В воскресенье, то есть в день праздника Рождества Христа Спасителя нашего [...] в вечеру, по собрании кавалеров, дам и Фрейлин ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО и Его Высочество изволили присутствовать в аудиенц-камере, при чём некоторые кавалеры были наряжены в дамское платье, и в продолжение присутствия ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА пели песни, причём была малая комнатная музыка.
Камер-фурьерский журнал: 25 декабря 1765 года
сборник официальных записей о событиях при Российском Императорском Дворе

После Рождества и до Крещения наступали дни Святок. И здесь Екатерина нашла повод устроить травести-забаву. По старинным русским обычаям, на Святки наряжались в чучела зверей, горбунов и бесов. Все плясали и пугали прохожих.

Такие игрища устроила Екатерина. Так, на очередном балу во время танцев из покоев императрицы вышло семеро «дам». Это были переодетые в женское графы Г. Г. Орлов, А. С. Строганов, Н. А. Головин, П. А. Пассек, шталмейстер Л. А. Нарышкин, камер-юнкер М. Е. Баскаков и князь А. М. Белосельский. На всех были кофты, юбки и чепчики. Князь Белосельский оделся проще всех и представлял гувернантку или маму, которая приглядывала за прочими дамами. Всех семерых посадили за круглый стол, где они съели закуски, запивая пуншем, а затем отправились шалить и плясать.

Кадр из мини-сериала от HBO «Екатерина Великая» 2019 года

Однажды граф Строганов по просьбе Екатерины переоделся в женское платье на обычном маскараде без переодеваний. Всё из-за того, что императрица, получив некое «неприятное известие», должна была отлучиться, но не хотела «прерывать забавы» и попросила графа представлять её на вечере. Граф повиновался, переоделся и представлялся императрицей, «расхаживая величавою дамою, и все приняли его за царицу».

На последнем придворном маскараде было много публики; ​многие​ ​знатные​ особы были костюмированы, между прочим [...] княгиня ​​Голицына​​, с женой вице-канцлера были одеты в ​​мужские​​ платья.
Месье Пикар
из письма гувернёра князя Александра Куракина
«Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте», Виргилиус Эриксен

При следующих царях, Павле I и Александре I, императорский двор больше не устраивал таких балов-маскарадов. Менялась мода и эпоха. Эстетика классицизма и Просвещения начали возвращать культ природы и естественности. От дам требовали быть лёгкими, как древнегреческие нимфы, и женственными. Мужчины же последовательно отказывались от косметики и подобных форм в костюме. Парики вообще ушли из моды. Начинался 19 век.

Народ, который поёт и пляшет, зла не думает.
Екатерина II
  • Манкевич И. А. Праздники в стиле барокко: «Веселящийся» Петербург эпоху императрицы Елизаветы Петровны // Вестник СПбГИК. 2004. №1.
  • Екатерина II. Сочинения. М., 1990
  • Чежина Ю. И. К истории русского маскарада середины — второй половины XVIII столетия: традиции и новации // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. №3. 
  • Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII-начала ХХ в. – Центрполиграф, 2003.
  • Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. М., 1897.
  • Валишевский К. Елизавета I. Дочь Петра Великого. – СПб., 1911.
  • Камер-фурьерский журнал. – СПб., 1765.
  • Санкт-Петербург в 1782 году. Письма Пикара к князю А. Б. Куракину //Русская старина, 1878, № 5.
  • Скульская М. Г. Свобода моды в России второй половины XVIII века: мужской костюм в женском гардеробе, женский в мужском // ТРУДЫ СПБГИК. 2010. 
  • Короткова М. В. Бальная культура московского дворянства в XVIII — первой половине ХIХ в.: официальная церемония, развлечение или любовная игра? // Вестник РУДН. История России. 2008. №2 (12)
  • Хорошилова О. А. Война и мода. От Петра I до Путина, 2018.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые материалы!